Исследование учебной мотивации школьников по методике М.Р. Гинзбурга

Наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной. Учебная деятельность имеет для разных школьников различный смысл. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для школьника в каждом конкретном случае играет решающую роль в определении учителем мер педагогического воздействия (влияния)…

«ВИДЫ МОТИВОВ»

— ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ.

Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям и т.д. К этой группе относятся также мотивы, свидетельствующие об ориентации школьников на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний;

— СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ.

Они связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. При этом велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долга и ответственности, стремления хорошо подготовиться к выбору профессии. Также к социальным мотивам относятся и так называемые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет.

— ПОЗИЦИОННЫЙ МОТИВ.

Может проявляться в разного рода попытках самоутверждения, в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доми-нировать в коллективе и т.д. Мотивы социального сотрудничества состоят в том, что ученик не только хочет общаться и взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы и формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем, товарищами по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Данный мотив является важной основой самовоспитания, самосовершенствования личности.

Второй вариант классификации характеризует отношение мотивов и непосредственно учебной деятельности. Если мотивы, стимулирующие определенную деятельность (в нашем случае — процесс учения), не связаны напрямую с ней, их называют внешними по отношению к данной деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью, то их называют внутренними.
Мотив учения может быть внутренним — при самостоятельной познавательной работе или внешним — при оказании помощи взрослым.

ВНУТРЕННИЕ МОТИВЫ

Интерес к процессу деятельности, интерес к результату деятельности, стремление к саморазвитию, развитию каких-либо своих качеств, способностей.

ВНЕШНИЕ МОТИВЫ

Проявляются тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя и др. Если ученик решает задачу, то внешними мотивами этого действия могут быть: желание получить хорошую отметку, показать своим товарищам свое умение решать задачи, добиться похвалы учителя и т.д.

Внутренними мотивами в данном случае являются: интерес к процессу решения задачи, к поиску способа решения, результату и т.д. Необходимо учитывать, что мотив всегда является, с одной стороны, внутренней характеристикой сознания ученика, побуждением его к деятельности. С другой стороны, такое побуждение может исходить извне, от другого человека. Если без контроля и напоминания взрослого мотив не актуализируется, то, следовательно, он является внешним для ученика. В ходе обучения учителю необходимо стремиться к тому, чтобы у учащихся формировались прежде всего внутренние мотивы.

Третий вариант классификации мотивов учения опирается на наличие в мотивации двух тенденций: к достижению успеха и к недопущению неудачи.

Школьники, мотивированные на достижение успеха, обычно ставят перед собой некоторую позитивную цель, активно включаются в ее реализацию, выбирают средства, направленные на достижение этой цели. Деятельность (обучение) вызывает у них при этом положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и сосредоточение внимания. Мотивированные на успех учащиеся обычно выбирают для себя профессии, соответствующие их знаниям, умениям, навыкам, способностям.

Иначе ведут себя школьники, мотивированные на недопущение неудачи. Их цель заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Их мысли и действия подчинены именно этому. Ученик при этом неуверен в себе, боится критики. С работой, в которой возможна неудача, у него связаны только отрицательные эмоции, он не испытывает удовольствия от учебной деятельности. Мотив недопущения неудачи связан с неуверенностью в себе, низкой самооценкой, неверием в возможность успеха. Любые сложности вызывают отрицательные эмоции. Ребята, ориентированные на недопущение неудач, нередко характеризуются неадекватностью профессионального самоопределения, причем они игнорируют объективную информацию о своих способностях и возможностях.

Учащиеся, у которых преобладает стремление к успеху, свои победы и неудачи склонны объяснять объемом приложенных усилий, силой своего старания, что свидетельствует о внутреннем контролирующем факторе. Те ребята, у кого преобладает стремление к недопущению неудач, как правило, собственный неуспех объясняют отсутствием способностей или невезением, а успехи — везением или легкостью задания. В этом случае начинает развиваться так называемая «выученная беспомощность». Поскольку ученик не может повлиять ни на сложность задания, ни на везение, ни на отсутствующие способности, то, следовательно, и пытаться что-то делать дальше кажется ему бессмысленным. Такие школьники впоследствии отказываются от выполнения даже самых простых заданий.

Изложенное указывает на необходимость развития у учащихся стремления к успеху. Оно должно преобладать над стремлением к недопущению неудачи.

Возрастные характеристики младшего школьного возраста при определении учебной мотивации у школьников

Учебная мотивация у различных возрастных групп школьников проявляется по-разному. Чтобы понять специфику мотивов у школьников разных возрастов, необходимо соотнести их с особенностями каждого возраста в целом.

Принято выделять три периода:

Младший школьный возраст (7-10 лет, учащиеся начальных классов),

Средний школьный возраст, или подростковый (10-15 лет, учащиеся 5-9 классов),

Старший школьный возраст, или возраст ранней юности (15-17 лет, учащиеся 10-11 классов).

Этот этап развития характеризуется тем, что ребенок впервые включается в новую социально-значимую деятельность, важную не только для него, но и для окружающих.

Известно, что к концу дошкольного детства, как правило, у ребенка формируется достаточно сильная мотивация к обучению в школе. Она выражается в ощущении потребности посещать школу (носить школьную форму, ранец), включиться в новую для него деятельность-обучение, занять новое положение среди окружающих. Наряду с этим существуют и объективная готовность к школе, определенный уровень умственного развития, а также наличие знаний и умений, с которыми ребенок приходит в школу.

Выделим позитивные и негативные стороны мотивации учения младшего школьника и ее динамику на протяжении этого возраста. В качестве благоприятных характеристик мотивации отмечается общее положительное отношение ребенка к школе, широта его интересов, любознательность. Широта интересов проявляется и в не всегда учитываемой потребности младших школьников в творческих играх (особенно на героико-романтические сюжеты, на сюжеты из книг, кинофильмов). В проигрывании этих сюжетов реализуются социальные интересы младших школьников, их эмоциональность, коллективные игровые сопереживания. Любознательность является формой проявления высокой умственной активности младших школьников. Непосредственность, открытость, доверчивость младших школьников, их вера в непререкаемый авторитет учителя и готовность выполнять любые его задания являются благоприятными условиями для развития в этом возрасте широких социальных мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться.

Мотивация младших школьников имеет ряд негативных характеристик, препятствующих обучению. Так, интересы младших школьников недостаточно действенны, неустойчивы, то есть ситуативны, быстро удовлетворяются и без поддержки учителя могут угасать и не возобновляться (учебный материал и задания нередко быстро надоедают ученику, вызывают у него утомление). Мотивы первоклассников малоосознанны, что проявляется в неумении школьника назвать, что и почему ему нравится в конкретном учебном предмете; мотивы слабо обобщены, то есть охватывают один или несколько учебных предметов, объединенных по их внешним признакам; мотивы содержат в себе ориентировку школьника чаще на знания как на результат обучения, а не на способы учебной деятельности. До конца обучения в начальной школе у школьника порой не формируется воля к преодолению трудностей в учебной работе (это нередко косвенно стимулируется самими учителями, так как в отметке фиксируется прежде всего результат, а не стремление к преодолению трудностей). Все эти особенности обуславливают поверхностный, в ряде случаев недостаточный интерес к обучению, называемый иногда «формальным и беспечным отношением к школе». Если проследить общую динамику мотивов обучения от 1-го к 3-му классу, то выявляется следующее. Вначале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе (сидение за партой, ношение формы, портфеля и т, д.). Затем возникает интерес к первым результатам своего учебного труда (к первым написанным буквам и цифрам, к первым отметкам учителя) и лишь после этого — к учебному процессу, содержанию обучения, а еще позднее — к способам добывания знаний.

Познавательные мотивы изменяются следующим образом: младшие школьники от интереса к отдельным фактам переходят к интересу к закономерностям, принципам. В младшем школьном возрасте возникают и мотивы к самообразованию, но они представлены самой простой формой — интересом к дополнительным источникам знания, что проявляется в эпизодическом чтении дополнительных книг.

Социальные мотивы развиваются от общего недифференцированного понимания социальной значимости обучения, с которым ребенок приходит в 1-й класс, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, к пониманию смысла учения «для себя», что делает социальные мотивы более действенными, чаще реализуемыми в поведении. Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя. Отношение младшего школьни-ка к учителю в целом доброжелательное и доверительное, хотя его огорчает получение плохих отметок. Появляется стремление занять определенное место и в коллективе сверстников, ориентировка на мнение товарищей. Мотивы коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем и тривиальном их проявлении. Такова качественная картина мотивов учения в младшем школьном возрасте. Если же проследить количественную динамику, то приходится констатировать, что положительное отношение к обучению несколько снижается к окончанию начальной школы.

Интерес к учебной деятельности по сравнению с другими интересами учащихся планомерно возрастает в 1-2 классах и заметно снижается в 3-м классе как городских, так и сельских школ. Как показал анализ, снижение интереса происходит более заметно в тех классах начальной школы, где преобладала установка учителя на сообщение готовых знаний, на их запоминание, где активность школьника носила воспроизводящий, подражательный характер. Иными словами, учащиеся начальной школы проявляют интерес к тем заданиям, где есть возможность инициативы и самостоятельности. В этом возрасте ученики отдают предпочтение более трудным заданиям.

Достижения учеников младшего школьного возраста в целеполагании состоят в том, что для них становятся произвольными многие психические функции (память, внимание). Школьник овладевает средствами преднамеренного запоминания, сосредоточения внимания, организации своего поведения в целом, подчинения своего поведения требованиям учителя. Постановка целей в младшем школьном возрасте характеризуется тем, что ученик готов к принятию задач, заданных учителем (умение младшего школьника подчинять свое поведение целям и задачам учителя от класса к классу возрастает, о чем свидетельствует выполнение правил поведения в школе, обязанностей в классе, прилежание школьника); становится способным определять важность и последовательность целей как на уроке, так и при самостоятельной организации своего времени (при соблюдении режима домашних занятий); готов самостоятельно наметить систему промежуточных целей на пути к главной цели, поставленной учителем (например, может назвать определенные самостоятельно этапы решения задачи), а также определить средства достижения этих промежуточных целей.

Слабость процессов целеобразования в этом возрасте сказывается в неумении школьника подчинить себя целям взрослого на достаточно длительное время, что выражается, например, в отсутствии внимания на уроке. Отсутствие у школьника способности сопоставить намечаемые им цели со своими возможностями может привести к неуспеху в учебной деятельности и снижению мотивации обучения. Процессы целеобразования младшего школьника не всегда соответствуют усложняющимся задачам учебной деятельности. Целеобразование неравномерно и неодинаковыми темпами формируется в учебной и в других видах деятельности. Как правило, в учебной деятельности оно является более совершенным. Процессы целеобразования не достаточно осознаются школьниками, если учебная деятельность строится только в условиях подчине-ния учащихся целям учителя. Младший школьник не без труда усваивает причинно-следственные отношения, путает причины и следствия.

Трудности в процессах целеобразования у младших школьников могут заключаться в недостаточной инициативе при решении собственных проблем. Они способны идти к цели в том случае, если указаны способы ее достижения. Младшие школьники беспомощны, когда оказываются наедине с трудностями и не получают одобрения со стороны взрослого, импульсивны, неспособны организовать себя по требованию учителя.

Слабость процессов целеобразования, неумение выполнять требования учителя являются одной из причин отрицательного отношения к обучению и к школе в этом возрасте. Учителю важно соотносить свои требования с реальными возможностями ка-ждого ученика в отдельности, а также последовательно и систематически помогать ученикам в их стремлении подчинить свое поведение нужным (в данном случае учебным) целям. Нельзя пренебрегать и игровыми ситуациями в обучении, в которых развивается способность ребенка к постановке цели и ее реализации. Эмоции, связанные с обучени-ем в младшем школьном возрасте, имеют важное мотивационное значение.

К концу младшего школьного возраста у учащихся необходимо сформировать, хотя бы в первом приближении, учебно-познавательный мотив-интерес не только к но-вым знаниям и даже не только к общим закономерностям, а именно к способам добывания новых знаний. Воспитание этого мотива необходимо для подготовки ученика к переходу в среднюю школу. Формирование новых уровней мотивации составляет существенный резерв воспитания позитивного отношения к обучению в данном возрасте. Главное содержание мотивации в этом возрасте — «научиться учиться». Младший школьный возраст — это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит ее дальнейшая судьба в течение всего школьного возраста.

При составлении диагностической анкеты для учащихся 1-х классов были сохранены основные подходы из методики М.Р. Гинзбурга, представленной в его книге «Изучение учебной мотивации». Формулировка вариантов окончания каждого неоконченного предложения и его балльная оценка учитывают наличие шести мотивов (внешнего, игрового, получения отметки, — позиционного, социального, учебного).

Учащимся сообщается инструкция.

«Для окончания каждого предложения выбери один из предлагаемых ответов, который подходит для тебя больше всего. Рядом с выбранным ответом поставь знак «+».

1. Я учусь в школе, потому что…

а) так хотят мои родители;

б) мне нравится учиться;

в) я чувствую себя взрослым;

г) я люблю хорошие отметки;

д) хочу получить профессию;

е) у меня хорошие друзья.

2. Самое интересное на уроке…

а) игры и физкультминутки;

б) хорошие оценки и похвала учителя;

в) общение с друзьями;

г) ответы у доски;

д) познание нового и выполнение задания;

е) готовиться к жизни.

3. Я стараюсь учиться лучше, чтобы…

а) получить хорошую отметку;

б) больше знать и уметь;

в) мне покупали красивые вещи;

г) у меня было больше друзей;

д) меня любила и хвалила учительница;

е) приносить пользу, когда вырасту.

«Для окончания каждого предложения выбери один из предлагаемых ответов, который подходит для тебя больше всего. Рядом с выбранным ответом поставь знак «+».

1. Я учусь в школе, потому что…

а) так хотят мои родители;

б) мне нравится учиться;

в) я чувствую себя взрослым;

г) я люблю хорошие отметки;

д) хочу получить профессию;

е) у меня хорошие друзья.

2. Самое интересное на уроке…

а) игры и физкультминутки;

б) хорошие оценки и похвала учителя;

в) общение с друзьями;

г) ответы у доски;

д) познание нового и выполнение задания;

е) готовиться к жизни.

3. Я стараюсь учиться лучше, чтобы…

а) получить хорошую отметку;

б) больше знать и уметь;

в) мне покупали красивые вещи;

г) у меня было больше друзей;

д) меня любила и хвалила учительница;

е) приносить пользу, когда вырасту.

4. Если я получаю хорошую отметку, то мне нравится, что…

а) я хорошо все выучил(а);

б) в дневнике стоит хорошая отметка;

в) учительница будет рада;

г) дома меня похвалят;

д) смогу побольше поиграть на улице;

е) я узнаю больше нового. Спасибо!»




Волшебный мешок

Дети школьного возраста любят играть не меньше, чем детсадовцы. И многие мечтают о новых игрушках и надеются найти под елкой модную машинку или красивую куклу, которая не всегда нравится родителям. Чтобы не расстраивать родственников, младшие школьники часто просят заветный подарок не у родных, а у Деда Мороза.

В ожидании чуда

Мамам и папам тогда приходится готовить два сюрприза – от себя и от новогоднего дедушки. Но все «лавры» достаются последнему, так как именно его игрушка является воплощением детской мечты. К счастью, ситуацию упрощает то, что младшие школьники не очень разбираются в стоимости вещей и в меньшей степени подвержены «брендозависимости», чем старшие. Поэтому максимум фантазии спасет родителей от финансового фиаско. Можно, например, обернуть карманный фонарик фольгой, и он превратится в «волшебный фонарь». А ластик, стирающий ручку, после упаковки в красивую коробочку становится настоящим чудо-ластиком.

Взрослым стоит помнить, что в этом возрасте дети больше всего ценят количество подарков. Чем больше красивых свертков, тем интереснее. А лежит ли в них новый телефон или мячики для настольного тенниса – это не так важно. Если Дед Мороз почему-то не выполнил заветную просьбу, пусть под елкой ждет другой подарок и открытка с объяснением. Это позволит избежать разочарований и детских слез. Не стоит злоупотреблять доверием детей и дарить от имени Деда Мороза книги, предусмотренные школьной программой, или, например, спортивный костюм. Подобные «сюрпризы» только испортят праздничную атмосферу.

Очень удачным выбором может стать карнавальный костюм. В глазах младших школьников он обладает целым рядом достоинств. Костюм точно произведет впечатление на сверстников, в него можно нарядиться и после праздника. Точно понравится, например, наряд Гарри Поттера или принцессы Жасмин.

Важно, чтобы ребенок мог немедленно воспользоваться новой вещью. Поэтому ролики, удачно купленные на распродаже, лучше приберечь до весенних каникул, приурочив их вручение к окончанию четверти, а на Новый год подарить что-нибудь зимнее – снегокат, лыжи, коньки, «ледянку», красивые санки, наконец.

Кризис среднего возраста

Дети от 10 до 13 лет – самые притязательные «клиенты» Деда Мороза. Они считают себя слишком взрослыми, чтобы получать в подарок игрушки, и ожидают чего-то необыкновенного. Хорошо, если вожделенный сюрприз сочетает в себе функциональность и оригинальность. Им может стать микроскоп, телескоп или популярная компьютерная игра.

Чтобы школьник по достоинству оценил новую вещь, взрослым стоит уделить немного времени для демонстрации ее возможностей. Например, пока мама осуществляет смену блюд, мужская часть семьи имеет шанс рассмотреть под микроскопом строение мандариновой кожуры.

Средний школьный возраст – замечательный период, в котором максимально проявляются творческие способности. Девочки с удовольствием будут пользоваться набором для вышивания, бисероплетения или моделирования одежды, а мальчикам понравится собирать уменьшенные копии самолетов или автомобилей. При выборе подарка важно ориентироваться на индивидуальные предпочтения школьника. Своеобразное чувство юмора позволит ребенку оценить новогодние «приколы»: ручку, разбрызгивающую исчезающие чернила, пачку жевательной резинки, хватающую за палец желающего угоститься, и так далее. У мальчиков точно вызовут интерес петарды с необычным эффектом, а у девочек – лак, светящийся в темноте.

Большие надежды

В душе подростка уживаются цинизм и романтизм, эгоцентризм и альтруизм, демонстративность и застенчивость. Поэтому школьникам этого возраста угодить еще труднее.

Стоит учитывать, что их очень волнует отношение окружающих, так что старшеклассник будет рад любому подарку, который подчеркнет его личную значимость. Удачным выбором может стать сувенир, сделанный на заказ: футболка, кружка или календарь с фотографиями подростка и его друзей.

С большой вероятностью старшеклассника обрадует абонемент в фитнес-центр или билет на концерт любимой группы. По мнению родителей, некорректно вручать ребенку конверт с деньгами, хотя подросткам такая идея нравится. Подобный конверт удачно заменит праздничный сертификат, с помощью которого школьник сможет выбрать то, что ему понравится. Особое значение для подростка имеют вещи, которые подчеркивают статус взрослого человека. В отличие от зрелых мужчин, юноша с большим трепетом отнесется к бритвенному станку. А девушка никогда не станет жаловаться на избыток косметики и гелей для душа, как это обычно делает мама.

Ранимая душа подростка легко улавливает настроение людей, поэтому он ни в коем случае не должен заподозрить родителей в желании просто «отдариться». Если сомневаетесь в выборе, стоит прямо об этом сказать. Возможно, ребенок выскажет заветное желание.

http://www.za-partoi.ru/presents.html



Язык преткновения

Проблемы с чтением испытывают до 60 % современных первоклашек. У 5–8 % ребят эти трудности со временем перерастают в стойкие нарушения. Если к 3–4-му классу ребенок все еще читает по слогам, переставляет местами или глотает буквы и их сочетания, теряет строчку или возвращается к прочитанному слову, то ему ставят диагноз «дислексия». Современные медики, психологи, педагоги понятие «дислексия» (и связанный с ним термин «дисграфия») трактуют как комплексное нарушение чтения (и письма), происходящее в силу разных причин внешнего и внутреннего характера.

Наиболее частые внешние причины:

  • экологические;
  • социально-экономические;
  • психологические (стрессы в школе, интенсификация учебного процесса, неадекватность обучающих методик, завышенные требования учителя).

Внутренние причины:

  • генетическая предрасположенность (известно, что трудности с чтением передаются по наследству);
  • нарушения, возникшие вследствие патологии беременности, сложных родов;
  • дисфункция мозга (несформированность коры головного мозга, регуляторных структур);
  • возрастная несформированность (задержка развития познавательных функций).

Диагноз «дислексия» врач-дефектолог или психоневролог не имеет права поставить раньше, чем ребенок пойдет в 3–4-й класс. До этого возраста можно говорить только о наличии трудностей в обучении чтению и письму. Но если в первые полгода учебы первоклассник за букварь садится только из-под палки, то родители не должны терять времени даром.

Спохватившись вовремя, можно справиться с этой проблемой вполне успешно и за относительно короткий срок. Чем позже начать ликвидировать эти трудности, тем дольше придется работать. Научить читать запущенного дислексика хотя и трудно, но возможно. А вот сделать так, чтобы он получал удовольствие от общения с книгой – увы, практически нереально.

Работа над ошибками

Раньше ученые связывали развитие трудностей в обучении чтению только с нарушением речевого развития. Сегодня известно: причин гораздо больше. Кроме уже упомянутых, это могут быть проблемы зрительного и зрительно-пространственного восприятия, нарушение моторных и зрительно-моторных координаций, несформированность рабочей памяти и внимания, нарушения артикуляции, несформированность слухового восприятия. Если одна из этих «кнопочек» у ребенка западает, возникают проблемы с обучением в целом.

Выявить, что именно происходит с ребенком, самим родителям нелегко, поэтому лучше всего обратиться к логопедам, дефектологам, психоневрологам. В их профессиональном арсенале есть специальные методики, которые помогают сначала разобраться в причинах развития у ребенка названных выше затруднений, а затем и скорректировать эти проблемы.

Владеют специалисты и определенными секретами, многие из которых совсем бесхитростны. Например, для гиперактивных детей с нарушениями внимания порой достаточно надеть на книжную страницу полоску с передвижным «окошечком», в которое помещается отдельное слово. Тогда все внимание ребенка будет концентрироваться на одном этом слове, и он не будет отвлекаться на другие.

Всему свое время

В появлении «дислексии развития» зачастую виноваты сами родители. Их тщеславие и стремлениенаучить своего ребенка читать с пеленок может сыграть злую шутку. Раннее обучение чтению, когда не все функции у малыша для этого сформированы, как раз и приводит к такому печальному результату.

Ведь научиться читать к 5 годам способны всего 20 % детей, остальные могут лишь освоить так называемое угадывающее чтение. А это и есть прямой путь к дислексии.

Мамам и папам надо помнить, что нельзя сравнивать своего ребенка с другими детьми, у каждого «фрукта» свой срок созревания. То же самое касается и раннего обучения в школе: 30 % детей «созревают» для этого лишь к 8 годам, а остальные 70 % – не раньше, чем к 6–7 годам. Ведь для того чтобы уметь читать, мало знать буквы. Процесс этот гораздо сложнее. Так что не стоит стараться побыстрее сделать из малыша библиофила. Гораздо полезнее развивать функции, которые подготавливают его к правильному восприятию текста. И когда они будут сформированы, ребенок легко научится читать правильно.

Начинать профилактику дислексии следует еще с пеленок. С малышом нужно больше разговаривать, играть, читать ему книги, а когда он подрастет, чаще провоцировать на диалог и на монологическую речь. Важно также развивать зрительно-пространственное восприятие, память, мелкую моторику пальчиков.

Но занятия с ребенком 4,5–5,5 лет не должны превышать 5–10 минут, и проводить их нужно только в такое время, когда и у вас, и у малыша хорошее настроение.

Ликвидация безграмотности

Серьезная опасность для детей школьного возраста заключается в порочной практике скоростного чтения, которое навязывается ученикам во многих школах. Это еще полбеды, если учитель проводит проверку на скорость чтения в скрытой форме, но, к сожалению, часто эта «экзекуция» выглядит как соревнование, результаты которого строго оцениваются, сравниваются и обсуждаются в классе. Для ребенка это стресс, и очень опасный. Причем мучают учеников абсолютно зря: при чтении вслух быстрее 80 слов в минуту человеческое ухо воспринимает только часть информации, поэтому овладевать этим навыком бессмысленно.

К тому же дислексия – не столько медленное, сколько неэффективное чтение. Как показал анализ сдачи ЕГЭ, более половины выпускников не способны, прочитав текст, выделить в нем главную мысль. А это значит: несмотря на то, что наши дети худо-бедно научились складывать буквы в слоги, а слоги – в слова, по-настоящему умением читать они так и не овладели.

Так что если учитель начальных классов предъявляет к вашему ребенку завышенные требования, изводит его hроверками на скорость чтения, подавляет эмоционально, обвиняя в лености или неспособности учиться, при этом не хочет разбираться в причинах трудностей, то это свидетельствует лишь о том, что педагог неквалифицированный. Учеба у него можетзакончиться для ребенка не только дислексией, но и тяжелым неврозом, заиканием и психосоматическими заболеваниями. И тут уже дело родителей: оставлять ли своего сына или дочь учиться у такого «профессионала» или переводить в другой класс.

Сегодня, к счастью, дислексиков перестали считать людьми интеллектуально ограниченными. Даже более того, некоторые ученые называют дислексию одним из признаков гениальности.

В доказательство этой версии они приводят весьма внушительный список знаменитостей, испытывавших трудности в письме и чтении: Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Ганс Христиан Андерсен, Уолт Дисней, Леонардо да Винчи, Петр I, Уинстон Черчилль, Никита Хрущев, Квентин Тарантино, Оззи Осборн, Том Круз и 40 % миллионеров (в том числе знаменитый Джон Рокфеллер) – дислексики.




Словарный запас

При нормальном речевом развитии дети уже к пяти годам способны свободно пользоваться различными конструкциями сложных предложений, имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. Но у многих детей все эти знания существуют в пассивной форме.

Одни школьники мало читают, поэтому их словарный запас крайне скуден. Другие необщительны, и их речевые навыки редко используются. Третьи слишком активны и буквально захлебываются словами, не договаривая фразы до конца. Но общей проблемой всех этих ребят является частое использование местоимений и междометий, слов-паразитов – таких, как «значит», «это», «как бы» – и замена слов жестами. Испытывая трудности в выражении своих мыслей, дети начинают подражать сверстникам, в результате чего усваивают не самые лучшие образцы лексики.

Существуют возрастные особенности недоразвития речи. У младших школьников обычно не хватает словарного запаса, они могут употреблять слова в неправильном значении и говорить простыми предложениями. Из-за этого пересказ текста может быть неполным и несвязным.

Дети постарше настолько привыкают использовать сленг в разговорной речи, что им сложно литературно выражать свои мысли в сочинении. Не удивительно, что в их творчестве встречаются подобные «перлы»: «Отплыв от берега, ноги запутались в тине» или «Отелло рассвирепело и задушило Дездемону». У старших школьников также вызывает затруднение выделение общего смысла художественного произведения и описание характеров главных героев.

Развитие активной речи педагоги, логопеды и нейропсихологи предлагают вести одновременно в нескольких направлениях, которые включают обогащение словарного запаса, обучение последовательному пересказу и самостоятельному составлению рассказов, активизацию ассоциативных связей между словами.

Называем вещи своими именами

Дети часто путают похожие по смыслу слова: например, перчатки называют варежками, блюдца – тарелками и т.д. Чтобы ребенок увидел различия, можно предложить ему нарисовать близкие понятия и проанализировать те детали, которые характеризуют каждое из них. Затем попросите ребенка дополнить сделанные вами идентичные заготовки. Например, пусть он пририсует манжеты к варежке и к перчатке. Опора на зрительный анализатор позволит ребенку наглядно представить и лучше запомнить эти слова.

Для расширения словарного запаса можно использовать и другое упражнение, в котором также используются зрительные «подсказки». Составьте и напишите рассказ, где вместо существительных будут нарисованы небольшие картинки, и попросите ребенка прочесть его.

Детям среднего школьного возраста понравятся задания, в которых нужно угадывать слова, опираясь на эрудицию. Например: «Найди слово, которым называют рыбу и наклонную поверхность» (Ответ: скат).

Или: «Как можно одинаково назвать магазин и скамейку?» (Ответ: лавка).

Устанавливаем связи между словами

Этот вид упражнений позволяет ускорить воспроизведение слов ребенком и превратить его пассивный словарь в активный. Школьнику предлагается игра в слова, правила которой постепенно усложняются. В начале ребенок должен в ответ на произнесенное взрослым слово называть любое существительное, прилагательное или другую часть речи, которая придет ему в голову. Например, «стол» может вызвать следующие слова-ассоциации: «кухня», «круглый», «качается», «деревянный» и т.д. Затем ребенку предлагается отвечать только существительными в единственном числе. Это же упражнение следует выполнить отдельно с прилагательными, глаголами, а также словами, которые будут вызывать вкусовые или цветовые ассоциации. Например, можно попросить ребенка называть только сладости или предметы красного цвета.

Детям младшего возраста для развития и укрепления ассоциативных связей полезно загадывать загадки: «Кто в лесу зимой холодной бродит серый, злой, голодный?»

Понимаем переносный смысл

Мышление младших школьников отличается конкретностью.Однако к 8–9 годам они уже должны уметь улавливать скрытые мысли автора текста, которые не вытекают непосредственно из написанных слов. Не обладая этим навыком, дети и в своей собственной речи допускают излишнюю детализацию, не выделяя главного.

Прекрасной моделью для тренировки понимания переносного смысла высказываний являются пословицы и поговорки. Самая простая игра состоит в том, что вы говорите ребенку пословицу, а потом даете список из четырех других, в котором он должен выбрать близкую по смыслу.

Например: «Какой из вариантов отражает ту же мысль, что заключена в поговорке «На безрыбье и рак – рыба»?»

а) «Не сразу Москва строилась»;

б) «Взялся за гуж – не говори, что не дюж»;

в) «Промеж слепых и кривой вожак»;

г) «Аппетит приходит во время еды».

Затем можно усложнить задание и предложить ребенку самостоятельно объяснять смысл пословиц и поговорок. Не менее полезно учить детей давать самостоятельные определения понятий. Пусть это будут хорошо знакомые слова, такие как «стол», «бутерброд», «солнце». Этот тип заданий также учит ребенка связно и обобщенно выражать свои мысли.

Видим причинно-следственные связи

Рассуждения детей могут выглядеть нелогичными или даже абсурдными из-за того, что они неправильно выражают причинно-следственные связи между событиями. Слова не существуют изолированно друг от друга, и в русском языке можно найти устойчивые грамматические сочетания, предопределяющие смысл всего высказывания. Обсудите с ребенком особенности тех языковых конструкций, которые он употребляет неверно. Например, если сказано словосочетание «для того», значит, вскоре обязательно должно появиться «чтобы».

Составьте несколько предложений, в которых пропущены части устойчивых конструкций, например: «Как вчера, … сегодня стоит теплая погода» (пропущено «так и»). Ребенок должен вставить недостающие слова.

Читаем и пересказываем

Пересказ текстов – задание, которое сопровождает ребенка в течение всего школьного обучения. В младших классах это устное изложение услышанного или прочитанного, в старших – письменное.

Наиболее распространенными недостатками пересказа являются запоминание начала и конца текста с «потерей» середины или подробное изложение первых предложений и поверхностное упоминание об основном содержании произведения. Сделать пересказ более равномерным поможет составление плана. Для начала стоит попросить ребенка озаглавить каждый абзац и затем использовать заголовки в виде опорных предложений. Затем можно придумывать названия для более крупных частей текста. Чтобы сделать задание более увлекательным, предложите ребенку пересказать его любимые произведения: «Гарри Поттер», «Артур и минипуты» и т.д.

Младшим школьникам при пересказе текста помогают картинки. Возьмите любую богато иллюстрированную детскую книжку с хорошо известной сказкой и, листая страницы, попросите ребенка составить по рисункам рассказ.

Избавляемся от «слов-паразитов»

Договоритесь с ребенком о системе штрафов и поощрений за употребление и, соответственно, пропуск его любимых «как бы», «ну», «значит» и т.д. Допустим, можно начислять очки, которые в конце дня будут обмениваться на конфеты. Также предложите ребенку замену «слов-паразитов». Вместо их употребления можно просто сделать паузу, потеребить ремешок часов или посмотреть на собеседника.

Однако все эти упражнения не принесут должного эффекта, если родители не будут регулярно обсуждать с ребенком события, произошедшие в течение дня, прочитанные книги и просмотренные фильмы. Чем больше школьник общается, прислушиваясь к образцам правильной и красивой речи, тем лучше он выражает свои мысли.

http://www.za-partoi.ru/archive/?article=141&rub=51



Домашнее задание: шаги к успеху

Как делать уроки – тема вечная. По статистике, именно в связи с этим мамы и папы чаще всего обращаются за советом к школьному психологу. И самый распространенный вопрос при этом звучит так: «Со мной никто не делал домашней работы, почему же мой ребенок нуждается в моей поддержке? Он несамостоятельный и глупый?»

На самом деле помощь родителей при выполнении домашних заданий нужна любому ребенку: кому-то на первых порах, а кому-то и до конца обучения в школе. И это нормально. Современные программы усложнились, времени на новые темы все меньше, а детские особенности внимания, мышления и памяти остались такими же, как и 50–60 лет назад.

Но умение работать самостоятельно – это новый сложный навык, который необходимо целенаправленно прививать. Дети не знают, где, как и зачем надо делать домашнюю работу. И учить этому их надо поэтапно.

I этап. Создание мотивации и принятие правил.

Очень важно объяснить ребенку, зачем нужно делать уроки. И правда – зачем?

Домашняя работа необходима для отработки навыка самостоятельности. В школе чаще идет фронтальная работа учителя с классом, и лишь небольшое время посвящено самостоятельной работе. При этом любая контрольная потребует от ученика умения работать самостоятельно. Поэтому без отработки соответствующих навыков не обойтись.

Домашняя работа нужна для закрепления, повторения, расширения материала. Ведь то, что мы усвоили на уроке, требует, чтобы включились механизмы кратковременного запоминания, а если мы хотим, чтобы материал усвоился на более длительный срок, необходимо дополнительное повторение его дома. Иначе возникает типичная ситуация: ребенок вроде бы активно работал в классе, а знания в итоге весьма обрывочные. А то и вовсе отсутствуют.

Также необходимо научить, как организовать рабочее место, во сколько лучше сесть заниматься.

Главное на этом этапе – выработать алгоритм выполнения домашних заданий. Чем подробнее мы с ребенком отработаем технологию на первом этапе, тем успешнее будет результат. Важно: введение правил не должно восприниматься ребенком как нечто навязанное сверху – надо совместно с ним проиграть каждый шаг.

Вопросы, которые целесообразно обсудить с ребенком:

Время приготовления уроков: когда он будет начинать работу и как узнает (если не умеет пользоваться часами) о том, что пришло время делать уроки.

Место, где он делает уроки.

С чего начать и чем закончить. То есть вот сел ребенок за стол – а дальше? С каких заданий надо начать выполнение домашней работы? Как узнать, все он сделал или нет по этому предмету? Надо ли пользоваться черновиком? Как оформить работу? Как сделать проверку?

Правила поведения во время приготовления уроков: можно ли отвлекаться, есть, играть, бегать во время приготовления уроков и т. д.

Переменки между уроками – как часто их надо делать и сколько времени можно отдыхать? Не менее важно поощрять за выполнение домашнего задания. Помните: любого ребенка есть за что похвалить.

II этап. «Мы вместе».

На этом этапе старайтесь как можно больше заданий делать вместе с ребенком. Поэтапно проговаривайте инструкции, намечайте план выполнения домашней работы.

III этап. «Я сам + мы вместе».

Дайте малышу возможность посильную часть работы выполнить самостоятельно. А вот оценивать ее надо вместе. Не придирайтесь по пустякам. Лучше промолчите, если какая-то мелочь вам не нравится. Зато похвалите за самый малый успех. Ваша задача – дать ребенку почувствовать собственные возможности.

IV этап. «Сам + я рядом».

Постепенно доверьте вашему школьнику готовить задания самостоятельно. Вы должны лишь находиться где-то рядом, проверять выполненные задания. Все, что от вас требуется на этом этапе – своим присутствием помочь ему сконцентрироваться, оказать моральную поддержку.

V этап. «Я сам и немножко взрослый».

Ребенок самостоятельно делает домашнее задание. Вы находитесь в другой комнате. На его рабочем столе поставьте часы, чтобы он мог себя контролировать. Ваша задача на данном этапе – помочь в самых трудных случаях и проконтролировать выполнение задания.

Важно:

Работая с ребенком, необходимо придерживаться позиции, что главное – не сделать за него домашнее задание, а помочь разобраться в непонятном материале и организовать процесс. После того как ребенок усвоит тот или иной вид работы, целесообразно дать ему сходное задание для самостоятельного выполнения, чтобы он мог отработать организационный навык.

Нужно ли…

…использовать черновик? Предназначение черновика – закрепить правила выполнения и оформления определенного типа заданий. Но надо стремиться к тому, чтобы ребенок отмечал на нем только самые необходимые вещи. Иначе он может полностью выложиться на черновой работе, и во время переписывания в тетради появятся ошибки.

…переписывать домашнюю работу? Это допустимо только в том случае, если в ней большое количество ошибок. При этом ругать ребенка бессмысленно. Правильнее – задуматься: почему он сделал много ошибок? Не понимает материал? Не сформирован навык выполнения домашней работы? Трудности с вниманием?

К тому же переписывание обычно не приводит к желаемому результату: ведь ребенок потратил все силы на первый вариант, и на переписывании ему будет трудно сконцентрироваться. А отсюда – новые ошибки. Конечно, дети должны стремиться сделать работу как можно лучше, но при этом не надо фанатизма, чтобы не отбить желание учиться.

http://www.za-partoi.ru/domashnee-zadanie.html



Чем бы заесть стресс?

Шестиклассницу Алину в последнее время буквально преследовали неприятности. Отвечая урок, она заявила, что зайцы летом меняют свое оперение, за что заслужила прозвище «Заяц в перьях».

В сочинении по истории Алина написала: «На месте Карфагена провели трактором борозду». Учитель зачитал эти строчки, и весь класс залился смехом. И самое ужасное… Егор, который каждый день ждал ее возле школы и носил ее портфель, тоже смеялся. Придя домой, Алина даже не притронулась к обеду. Через час она все же отправилась на кухню, налила себе чаю, положила в него сахару побольше и густо намазала сдобную булку маслом. Любимая еда на время примирила ее с жизнью. Когда Алина встретила на катке неверного друга с отличницей Катей, в дополнение к бутерброду потребовался кулек конфет. Так и пошло. Однажды на физкультуре, когда Алина отстала и ее команда проиграла эстафету, прозвучало обидное: «Жиртрест!» Подружки бежали на школьную дискотеку, а Алина ложилась на диван перед телевизором, плакала и утешалась шоколадом. В 12 лет ее направили в стационар с диагнозом «ожирение 3-й степени».

Поешь – полегчает

Стресс порождает отрицательные эмоции – обиду, гнев, тревогу, депрессию. Конечно, правильное поведение в таком случае – постараться устранить конкретную причину стресса. Психологи называют это специфическим ответом. Но дело это совсем не простое и требует мужества. Родители, из самых добрых побуждений пытаясь «разрулить» травмирующую ребенка ситуацию, могут по оплошности лишь углубить конфликт и, следовательно, усилить стресс. Варианты неспецифического ответа проще. Представительницы прекрасного пола для облегчения переживаний кидаются в магазины и накупают кучу вещей. А дети, да и многие взрослые, склонны «заедать» стрессы чем-нибудь сладким и вкусным. По статистике, 80 % населения России живет в состоянии хронического стресса, а по данным ВЦИОМ 16 % россиян избавляются от стресса с помощью еды. Результат не заставит себя ждать и добавит новые неприятности.

Что же это за роковая связь между стрессом и избыточным весом? Пусковым механизмом отложений жира, особенно в области живота, служит кортизол, гормон коры надпочечников, который называют еще гормоном стресса. Выработка его при стрессе заметно повышается и остается на этом уровне, пока травмирующая ситуация не сойдет на нет. В результате при избытке в рационе высококалорийной пищи начинается быстрое образование жировых отложений, особенно в области живота. Герой популярного фильма «Москва слезам не верит», отец троих детей, был прав, когда шутил, что его выпуклый животик – это комок нервов. Высокий уровень кортизола мешает образованию в головном мозгу серотонина, «отвечающего» за хорошее настроение. Снижение серотонина сопровождается чувством тоски, от которой тоже хочется «отъедаться». Значит, больше стресса – больше жира.

Нет сосискам и сдобе!

А какое питание нагоняет тоску? Исследования показали (да мы и по своему опыту знаем) – это еда невкусная. Девочки-подростки, подсев на жесткую «похудательную» диету, состоящую, конечно же, из низкокалорийных, несладких и несоленых продуктов, которые, естественно, не отличаются вкусовыми качествами, наносят себе психологическую травму. Лишение привычного удовольствия от еды может вызвать состояние фрустрации. А это чревато уже не только плохим настроением, но и настоящим нервным расстройством.

Вгоняет в тоску и даже депрессию тяжелая пища. Это жирное мясо, сдобная выпечка, те самые «пироги капустные, очень жирные и вкусные», и особенно колбасные изделия, ветчины, копчености.

В колбасы и сосиски изготовители непременно добавляют нитраты и нитриты, иначе изделия были бы грязно-серого цвета, а не розовато-красного, «мясного». Нитраты и особенно нитриты неблагоприятно влияют на печень и поджелудочную железу, а первый симптом «передозировки» этих веществ у любителей колбасы – раздражительность, приступы агрессии, вспышки злобы. Не хотите, чтобы Ваш ребенок был таким – не кормите его вместо мяса сосисками.

Выработку серотонина снижают и продукты брожения, в том числе слегка забродивший домашний квас на дрожжах.

Стресс-диета

А какое питание поможет пережить трудные времена? При любой стрессовой ситуации повышается потребность организма в жидкости. Сладкие газированные напитки в этот невеселый период жизни противопоказаны. Кола может создать обманчивое впечатление бодрости, освежения. Но это ощущение длится не более 30–40 минут, далее следуют эмоциональный спад, снижение работоспособности, утомление.

Лучше всего снижают стресс и возвращают энергию свежевыжатые фруктовые и овощные соки, причем любые, лишь бы они были по вкусу вашему школьнику.

В овощные соки полезно добавлять хотя бы столовую ложечку сока сельдерея, а стебли или корневище сельдерея – отличный компонент салатов.

По возможности надо есть больше фруктов. Фруктоза, содержащаяся в них, стимулирует деятельность головного мозга, причем действует мягко, но длительное время. Самыми эффективными средствами против стресса служат плоды авокадо, сладкий перец, грейпфруты, зеленые яблоки. Авокадо еще и благотворно влияет на память, причем достаточно всего половинки плода в день, и память заметно улучшится. Самым надежным источником серотонина, гормона радости, признаны бананы. Повышают выработку серотонина в организме ананасы. Ананас также поможет справиться с умственной нагрузкой, к тому же он содержит мало калорий и вещество бромелин, препятствующее образованию жировых отложений.

Полезны столовые щелочные минеральные воды: например, «Славяновская», «Смирновская», «Ласточка» и др. Но воды нужны только натуральные. Искусственные представляют собой весьма сомнительный солевой коктейль, эффект его непредсказуем.

Еще наши бабушки знали, что восстановить душевное равновесие помогают чаи с мятой или ромашкой с добавлением ломтиков лимона. Это прекрасный антидепрессант. Лимон, кроме того, освежает мысли и улучшает восприятие информации. Работающим на компьютере рекомендуется ставить рядом блюдце с нарезанными корочками лимона. Аромат лимона повышает работоспособность.

Значительно улучшить настроение и повысить тонус может клубника. Даже всего 200 г этого сладкого и ароматного лекарства от скуки и тоски способны нейтрализовать отрицательные эмоции. Так что клубнично-банановый салат с добавлением (для сочности) китайской груши – просто клад для расстроенного школяра.

Праздник живота

Когда человек находится в угнетенном состоянии, советы успокоиться, улыбнуться и не обращать внимания на травмирующие обстоятельства вызывают только раздражение. Лучше отвлечь ребенка. Вспомните, что обычно радовало вашего школьника, и сотворите ему праздник. Его можно устроить в любой день, было бы время. Порадуйте своего ребенка и его друзей вкусными и полезными яствами для снятия стресса. Осенью вообще надо чаще баловать себя.

Не стоит отказываться и от такого признанного антидепрессанта, как шоколад. В нем есть вещества, повышающие настроение и общий тонус организма (эндорфины), но употреблять шоколад следует в очень малых дозах и лишь изредка. Андамин, содержащийся в шоколаде, оказывает тонизирующее действие, сходное с возбуждающим действием гашиша, но привыкания к нему не возникает, ведь андамина в шоколаде не так уж много.

Индейка вместе с гречкой представляют собой вкусное, безвредное и очень эффективное снотворное средство. «Сладкая парочка», содержащаяся в этом блюде – аминокислота триптофан и витамин В6 – значительно ускоряет засыпание и улучшает качество сна. Мед и мята усиливают это действие.

Праздничное меню против стресса

Завтрак

  • Каша овсяная или геркулес с добавлением изюма и орехов. Если Ваш школьник не любит кашу, замените ее кукурузными хлопьями с молоком или дайте мюсли с орешками.
  • Омлет с ветчиной.
  • Чай зеленый с шоколадом (40 г).

Перекус в школе

  • Бутерброд из хлеба с отрубями с сыром и ломтиком помидора.

Обед

  • Рассольник с почками.
  • Печень в сметане с отварным картофелем.
  • Отвар шиповника, подслащенный сиропом.

Полдник

  • Десерт шоколадно-банановый.

Очищаем крупный банан, вырезаем в нем глубокую клиновидную борозду и заполняем ее мороженым – лучше всего пломбиром. Сверху заливаем расплавленным шоколадом. Теперь покрываем десерт взбитыми сливками, чтобы получились волны. Украшаем блюдо ягодами клубники – целыми или порезанными на кусочки.

Ужин

  • Отварная или паровая грудка индейки с гречневой кашей.
  • Чай с мятой, мед.

Питаем нервы

Витамин В1 (тиамин):

Вследствие положительного действия на нервную систему и умственные способности он известен как «витамин бодрости духа». Потребность в нем резко увеличивается во время стресса, а также во время болезни и оперативного вмешательства, что по сути тоже является стрессом.

Лучшие источники тиамина: сухие пивные дрожжи, рисовая шелуха и любые отруби, цельная пшеница, овсяное толокно, арахис, свинина, большинство овощей, натуральное свежее молоко.

Противники этого витамина: тепловая обработка (кипячение и пр.), кофеин (кофе, особенно растворимый), кола, алкоголь.

Витамин В6 (пиридоксин):

Помогает предупредить и преодолеть нервные расстройства, успокаивает.

Лучшие источники: пивные дрожжи, пшеничные отруби, зародыши пшеницы, печень, почки, соя, мускусная дыня, капуста, нешлифованный рис (коричневый, черный и др.), яйца, овес, грецкие орехи. Разрушители пиридоксина те же, что и у витамина В1.

Витамин В12:

Снижает раздражительность, восстанавливает душевное равновесие, улучшает концентрацию и память.

Лучшие источники: печень, говядина, свинина, яйца, сыр, почки.

Хромированный щит:

Обязательно включайте в рацион школьника, особенно перед экзаменами, продукты, богатые хромом. Этот микроэлемент действенно поможет ему пережить нервотрепку. К тому же он удерживает цинк и железо от интенсивного их вывода из организма, что бывает в стрессовых ситуациях. Стресс как бы «съедает» цинк и железо.

Лучшие источники хрома: помидоры, кукуруза, яблоки, говядина и курятина, крабы, яйца, мелисса (лимонная мята). Настоящей кладовой хрома являются фасоль, горох, соя, говядина, печень, хлеб грубого помола.

Адаптируемся

В состоянии стресса организм нуждается в веществах, которые повышают способность органов и систем приспосабливаться (адаптироваться) к неблагоприятным условиям существования, не расплачиваясь за это приспособление болезнью. Адаптогены помогают также справляться с перепадами погоды, с акклиматизацией, к смене часовых поясов. Повышают они и иммунитет к инфекционным заболеваниям, в том числе и к простудным. К адаптогенам относятся вещества растительного происхождения, из таких растений сейчас делают многие травяные чаи. Адаптогены содержатся в женьшене, лимоннике, солодке, аралии манчжурской, эхинацее, зеленом чае. Настойку эхинацеи рекомендуется принимать во время эпидемии гриппа или в сезоны простудных заболеваний (ранняя весна, поздняя осень).




Все болезни от холода

Стужа ослабляет защитные силы организма. В крови здоровых детей уменьшается содержание важных белков, которые препятствуют вторжению инфекций и твердо держат оборону. Как известно, грипп и простуда начинаются с переохлаждения. Помогите ребенку поддержать иммунитет.

Проблема № 1: гулял без шапки или шарфа

Расплата последует незамедлительно – простуда, гайморит, бронхит, воспаление среднего уха (отит). Избежать неприятностей помогут точечный массаж и народная медицина.

Что делать

Попросите сына или дочь наклонить голову и в месте перехода шеи в спину нащупайте костный выступ – остистый отросток 7-го шейного позвонка. Именно в этом месте расположена точка, стимулирующая иммунитет, массируйте ее 5–10 минут по часовой стрелке…

Возьмите 2 столовые ложки цветков ромашки и листьев перечной мяты или такое же количество листьев шалфея и тысячелистника. Залейте травы 2 литрами крутого кипятка. Пусть ребенок подышит над паром 10 минут (но чтобы не обжегся!)

Проблема № 2: промерз до костей

Общее переохлаждение организма – биологический сигнал к пробуждению дремлющих в клетках вирусов. Чтобы заболеть простудой и гриппом, ребенку не требуется даже контакта с кашляющими и чихающими разносчиками респираторной инфекции. Промерзнув до костей, он может заразиться ею от самого себя.

Что делать

Приготовьте 20-минутную теплую ванну с настоем шалфея. Залейте 500 г травы 2–3 литрами кипятка, нагревайте 20 минут на медленном огне, процедите, отожмите оставшееся сырье, влейте в ванну с температурой воды 36–38 °C. Чтобы вода не остывала, время от времени доливайте горячую. Разотрите ребенка махровым полотенцем, наденьте на него теплую пижаму и уложите спать.

Проблема № 3: холодный ветер в лицо

Это прямой путь к насморку и воспалению придаточных пазух носа – синуситу. Лицо нужно прикрыть теплым шарфиком и воротником, а дома подышать над паром.

Что делать

Накройте ребенка махровым полотенцем, усадив дышать паром над сваренной в мундире картошкой. Вдох нужно делать через рот, а выдыхать через нос.

Активизировать местную систему защиты детской носоглотки поможет точечный массаж лица. Воздействуйте на точки лба в центре границы роста волос, посередине переносицы, у внутренних концов бровей и по бокам от крыльев носа. Трижды в день кончиками указательных пальцев делайте 9 вращений по часовой стрелке и против нее.

Проблема № 4: отморожение

Пальцы ребенка, его щеки, кончик носа, ступни (именно они страдают в первую очередь) стали алебастрово-бледными и как будто «не своими» – он перестал их чувствовать. Это очень тревожные симптомы, ведь речь идет об отморожении! Только не вздумайте тереть щеки снегом и отогревать руки-ноги под струей горячей воды!

Растирание снегом усиливает холодовую травму, а резкое согревание действует как ожог и может привести к омертвению тканей.

Что делать

На улице согрейте замерзший участок кожи сухим теплом, приложив к нему шерстяную рукавичку или шарфик. Дома не спешите снимать с отмороженных рук-ног варежки и носки, чтобы постепенно восстановить кровообращение. Напоите школьника теплым чаем с медом, малиной или липовым цветом. Это поможет расширить сосуды и восстановить чувствительность в переохлажденных тканях. Когда по ним поползут мурашки, появится жжение и покалывание, протрите отмороженный участок водкой и укройте до утра платком из тонкой шерсти.

Дочь или сын жалуется на боль в местах, подвергшихся холодовой травме? На коже, как при ожоге, проступили волдыри разной величины, она посинела, выглядит отечной? Похоже, это значит, что ткани промерзли очень глубоко – буквально до костей, и очень сильно пострадали. Медлить нельзя, так как может потребоваться хирургическое вмешательство. Быстрее звоните в «скорую»!

Проблема № 5: озябли руки

Ладони тесно связаны с носоглоткой и дыхательной системой. Горячая ванна для рук вызывает рефлекторный прилив крови к замерзшим стопам. Она вполне может заменить ножную, если по каким-то причинам парить ноги ребенку неудобно. Например, если он замерз по дороге в школу или пошел в нее без теплых варежек.

Что делать

До начала уроков, а если школьник не успевает – на перемене подставить руки по локоть под очень теплую струю на 5–7 минут. Начальная температура воды – 38–39 °С (приятно теплая), ее нужно понемногу делать погорячее, доведя до максимума, чтобы можно было терпеть и не обжечьтся (42–43 °С). После процедуры руки нужно вытереть насухо, натянуть рукава свитера пониже. Дома пусть ребенок наденет теплую пижаму с длинными рукавами и носки, а затем ляжет спать под шерстяное одеяло. Тогда простуде до него точно не добраться!

И не стоит забывать о точечном массаже. Вращательными движениями по часовой стрелке воздействуйте на тыльную сторону кисти ребенка у основания складочки, которая появляется между прижатыми большим и указательным пальцами.

Проблема № 6: замерзли ноги

На кожу стопы, как страны на карту мира, спроецированы практически все органы и системы тела. Ее рецепторы чутко отзываются на холод, вызывая рефлекторные сосудистые реакции в определенных участках организма. Отсюда известная примета: если у ребенка замерзли ноги – назавтра жди насморка.

Что делать

Энергично разотрите стопы ребенка, используя разные приемы: подушечками пальцев, краем ладони, «костяшками» кисти, сложенной в кулак. Чередуя поглаживание и растирание, хорошенько промассируйте подошву, а затем тыльную поверхность стопы, чтобы она покраснела и согрелась. То же самое проделайте с другой ступней. Вращательными движениями по часовой стрелке тщательно разомните биологически активную точку на ногах у наружного угла лунки большого пальца, а затем приготовьте ножную ванну.

Горячая ванна для ног. Наполните глубокий тазик водой (температура 40–42 °С), растворите в ней 1–2 столовые ложки сухой горчицы. Усадите школьника удобнее, и пусть он парит ноги 15–20 минут. По мере остывания подливайте горячую воду. Затем разотрите ноги насухо, наденьте шерстяные носки.

http://www.za-partoi.ru/archive/?article=427&rub=15