Не секрет, что за период обучения в начальной школе у большинства детей показатели здоровья резко снижаются. Основными причинами такого состояния обычно называют:
- недостаток физической активности,
- особенности питания,
- общая организация обучения.
Источниками отрицательного воздействия на здоровье являются не только и не столько внешние по отношению к учебному процессу факторы, но и сам:
- учебный процесс,
- его содержание,
- способы обучения,
- формы организации деятельности.
«Традиционное» построение урока, способы передачи информации, технологии учебного процесса буквально «вытравили» из школы детерминанты биологического развития человека – это:
- прямостояние,
- пространство,
- движение,
- физические нагрузки,
- поисковая активность и др.
Русский язык – один из основных предметов начальной школы. От того, как происходит обучение русскому языку, существенно зависит и состояние здоровья детей. Затруднения в изучении русского языка часто являются главными причинами:
- психологического дискомфорта,
- повышения уровня тревожности, что ведет к снижению качества здоровья.
Примеры из собственной практики привели к желанию получит ответы на вопросы:
- Какие компоненты методики обучения русскому языку являются «здоровьеопасными»?
- Как снизить «здоровьеопасность обучения»?
- Как сделать обучение «здоровьесберегающим» не только во внешних, организационной, но и в содержательной, внутренней частях?
Наблюдая за работой учащихся на уроках и дома, анализирую психолого-педагогическую литературу можно выявить четыре группы соответствующих средств.
Первая группа.
Включает средства, снимающие физическое напряжение, усталость, но не связанные по содержанию с процессом обучения. К этой группе относятся различные физкультминутки. Например, «перемена поз»; упражнения для глаз по Базарному; комплекс физических упражнений; точечный массаж биологически активных зон по методике Уманской; психогимнастика – упражнения направленное на развитие различных сторон психики, на развитие умения общаться со сверстниками и т.д.
Вторая группа.
Включает средства, организующие процесс усвоения предметного содержания, но прямо его не затрагивающее. К этой группе относятся физические упражнения, совмещенные с выполнением учебных заданий:
- учащиеся, выполняя двигательные упражнения, сопровождают их определенными дополнительными действиями: отвечают на вопросы, ведут счет, изображают геометрические фигуры;
- «Ритмические игры» (Петерсон);
- «Живые построения» (живые звуки в Грамоте);
- «схема класса» (по Цукерману). На схеме условными знаками изображена классная комната вместе с учителем и учащимися: парты, учащиеся, доска, учитель, стол. Учитель по схеме показывает, кто из учащихся должен встать. В дальнейшем учитель может показать на схеме, чей ответ он хочет услышать. При постоянном использовании «схемы класса» у учащихся развивается пространственное мышление, умение быть внимательным.
- Карточки «я», «хор» (по Цукерману). На карточке «я» изображен ребенок с поднятой рукой, на карточке «хор» — несколько детских головок с открытыми ртами. Это сигнал для хорового проговаривания. Хоровое проговаривание позволяет ребенку чувствовать себя комфортно, ощущать себя участником общего дела, дает возможность осваивать действия в «плане громкой речи». Работа по данным схемам способствует развитию внимания и частично возмещает дефицит громкой речи на уроках.
Третья группа.
Включает средства, названные «завлекалочками»
- Задания в рифмованной форме.
- Задания – игры.
- Задания, представляемые с помощью ярких картинок, включающие учащихся в занимательный сюжет с освоением предметного содержания.
Четвертая группа.
Включает средства, помогающие преодолевать отчуждение научного знания от ученика, обеспечивающее смысл получения знания, принятия учащимися содержания учебного материала.
- Работа на перспективу.
- Задания творческого характера, в которых требуется что-либо открыть, сделать прогноз и т.п.
Подобные задания заставляют ученика размышлять, пробовать, ошибаться и все-таки находить варианты правильных ответов, выражать свое мнение.
Полутина Л.А.
Спасибо, отличная статья